Forbes,
19 апреля 2011 г.
Страховое дело 1571 просмотр
Судиться со страховыми компаниями можно только по месту их регистрации. Почему это плохо и как исправить ситуацию?
Далеко не всегда отношения со страховой компанией приносят клиентам абсолютное удовлетворение. Особенно после наступления страхового случая и обращения за страховой выплатой. В большинстве спорных ситуаций жаловаться в Федеральную службу по финансовым рынкам или в союзы страховщиков неэффективно и единственный способ воздействия на страховую компанию – суд.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом иск к страховой компании предъявляется по месту её нахождения. Другой вариант - по месту нахождения филиала или представительства, если конечно, претензии относятся к деятельности этих подразделений страховой компании.
Поэтому клиентам страховых фирм сложнее защитить свои права в суде, чем, скажем, потребителям других услуг. По закону «О защите прав потребителей» иски могут быть предъявлены по месту жительства или месту пребывания истца. Но к сожалению отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования Закона «О защите прав потребителей». Так в свое время решил Верховный суд РФ.
Выходит, страхователь лишен права предъявить иск по своему месту жительства, он защищен государством в меньшей степени, чем покупатель автомобиля или продуктов в супермаркете. Хотя, очевидно, опасностей для него финансовая услуга таит значительно больше, чем покупка автомобиля или продуктов.
Например, полисы «Росгосстраха», чьими услугами пользуется 25 млн клиентов, в московском регионе реализует компания ООО «Росгосстрах» (ранее ООО «Росгосстрах-Столица»). Компания зарегистрирована в Люберцах Московской области. Это означает, что любой клиент из Москвы, который хочет опротестовать отказ в выплате должен подавать иск в Подмосковье. В «Росгосстрахе» это подтверждают – компания на протяжении многих лет по подсудности относилась к Люберецкому городскому суду.
Если бы страхователи задумались об этом на стадии заключения договора, то, как минимум, представили, что потратят на участие в заседаниях суда (если они не живут в Люберцах) больше времени и денег. Я уже не говорю о коррупционных опасностях, которые заложены в такой концентрации судебных исков к одной страховой компании в одном суде.
Как ни странно, проблема решается довольно просто. Необходимо законодательно распространить действие Закона РФ «О защите прав потребителей» на финансовые услуги, одним из видов которых являются страховые услуги. Это не противоречит ни сущности страхования, ни содержанию закона, но при этом может серьезно улучшить ситуацию с защитой прав потребителей страховых услуг.
Кроме возможности подать иск и судиться по своему месту жительства страхователь получит, как минимум, еще освобождение от уплаты пошлины при подаче иска в суд и право взыскать повышенную неустойку за просрочку выплаты в размере 3% за каждый день просрочки, а не 8% годовых, как сейчас. Страховая компания точно получит стимул исполнить обязательства вовремя.
Такие предложения и законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» уже направлялись в Минфин нашей компанией. Пока движения по ним нет.
Эту проблему можно решить и другим путем. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по результатам прошлогоднего совещания у президента, создала рабочую группу. Она должна разработать минимальные стандарты обслуживания клиентов по добровольному страхованию владельцев транспортных средств - КАСКО.
Я считаю, в этих стандартах необходимо установить, что споры по массовым видам страхования, в частности по КАСКО, должны разрешаться в суде по выбору истца – физического лица - или по месту его жительства или по месту нахождения страховой компании. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом сторонам предоставлена возможность изменить территориальную подсудность по соглашению. В такой конструкции страховщик, выдавая страховой полис с соблюдением минимальных стандартов, подтверждает согласие на рассмотрение иска по месту жительства своего клиента.
Если указанные предложения не реализовать сейчас – внесением изменений в действующее законодательство или установлением минимальных стандартов - то соблазн регистрировать компании в Подмосковье или еще дальше, как сделали уже некоторые страховые компании, может возникнуть у очень многих страховщиков. Это создаст препятствия для защиты прав страхователей и потерпевших, нарушенных страховыми компаниями, выгоду от этого получат максимум 600 страховых компаний, а вовсе не 140 миллионов потребителей страховых услуг и потенциальных получателей страховых выплат.
Николай ТЮРНИКОВ Автор – генеральный директор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль»
Вся пресса за 19 апреля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
12 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
IUMI предостерегает от протекционистских мер и торговых войн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 12 февраля 2025 г.
Депутаты предложили ограничить доходы страховых компаний от штрафов больниц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
CNews.ru, 12 февраля 2025 г.
«Айтеко» и Axoft обеспечили мониторинг кибербезопасности с помощью MaxPatrol SIEM в страховой компании
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Как ИИ в страховании повышает эффективность, сохраняя при этом человеческий фактор
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Состоялись парламентские слушания по законопроектам о страховании в Кыргызстане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поколение Z повышает интерес к туристическому страхованию
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МК в Омске, 12 февраля 2025 г.
Омичка лишилась 1,6 миллиона рублей из-за «переоформления» страхового полиса
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Отмечается резкий рост оплаченных претензий и выплат из-за роста расходов на поездки в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Госфиннадзор: В стране растет рентабельность страховых компаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РЕН-ТВ, 12 февраля 2025 г.
Эксперты назвали самые крупные выплаты за травмы путешественников в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поддерживаемый правительством пул киберрисков будет способствовать более широкому внедрению киберстрахования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Перестраховщикам следует отдать приоритет ИИ и машинному обучению в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 12 февраля 2025 г.
В ДНР за год оформили более 257 тыс. договоров ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Депутат предлагает упростить процедуру страховых выплат
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 12 февраля 2025 г.
Страховщики назвали самые угоняемые авто в РФ в 2024 году, в лидерах - Chery
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Большинство крупных утечек данных страховщиков происходят в результате атак со стороны третьих лиц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Хабаровские вести, 12 февраля 2025 г.
Урегулировать убытки по ОСАГО теперь можно через сайт или приложение
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 12 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|